Тикси-Бухта встреч

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Сегодняшний день и перспективы республики. Интервью Штырова В.А.

E-mail Печать PDF

 

ЯКУТСК. Стенограмма интервью Президента Республики Саха (Якутия) В. А. Штырова средствам массовой информации по итогам встречи с председателем Правительства РФ В. В. Путиным, представленная пресс-службой президента и правительства республики.


«Эта встреча была запланирована заранее, потому что мы попросили рассмотреть некоторые вопросы в Республике Саха (Якутия), которые связаны с нынешней ситуацией в экономике некоторых отраслей народного хозяйства Республики Саха (Якутия), а также перспективные вопросы, которые необходимо решать на уровне федерального правительства. 

 С Владимиром Владимировичем обсуждали два блока вопросов: первое, конечно, эта текущая ситуация с точки зрения антикризисных мероприятий, которые проводятся в республике, с точки зрения того, что делается в самой республике правительством, и что необходимо решить на федеральном уровне. Ну и второе это, конечно, блок перспективных вопросов, потому что кризис кризисом, а надо думать о будущем. Если говорить о первой группе вопросов, то я уже говорил о том, что в Правительстве Республики Саха (Якутия) очень тщательно рассмотрены планы наших крупнейших предприятий. Многие из них мы рассматривали дважды, потому что в декабре ситуация была другая, а сейчас тоже другая. Я говорил, что в целом у нас план сбалансированный, конечно, больше того, мы даже планировали первоначально сформировать свой бюджет с профицитом, для того чтобы иметь возможности по дальнейшему развитию республики. Но, к сожалению, рассмотрение планов наших крупных предприятий показало то, что у них есть те или иные трудности, которые нужно, необходимо нам будет вместе с ними преодолевать. Ну и, соответственно, уменьшились финансовые возможности в самой республике, да и в Российской Федерации, речь идет об изменении бюджета, которая, видимо, произойдет в конце первого квартала, возможно, в марте месяце. Соответственно, получим меньше бюджетных назначений на федеральном уровне, поэтому нам придется рассмотреть свой бюджет. Но дело-то не в этом. В конце концов, бюджетные сложности - это следствие экономических проблем, которые есть в тех или иных отраслях. 


У нас наиболее сложная ситуация сложилась в алмазной и угольной отраслях. Есть проблемы в нефтяной промышленности Республики Саха (Якутия). Это сказывается на доходах республики. На встрече с Владимиром Владимировичем по этим вопросам, в первую очередь, обсуждалась ситуация в алмазной промышленности. Потому что кризисные явления, которые есть в экономике, они характерны не только для Российской Федерации, для Республики Саха (Якутия) и для нашей компании «АЛРОСА». Сложилась очень сложная ситуация на мировом алмазном рынке. 24 февраля, например, было объявлено о том, что всемирно известная компания «Де Бирс» приостановило добычу алмазов в своих рудниках в Ботсване. А Ботсвана - страна, которая известна тем, что в ней алмазов добывается больше всех в мире. И для того, чтобы преодолеть финансовые трудности, они даже получили финансовую помощь от правительства Ботсваны – 500 миллионов долларов. Такая примерно ситуация происходит и на алмазных рудниках компании «Батезет». Это большая компания № 2 в мире по объему добычи разных полезных ископаемых. Они остановили производство в Австралии. Но для них это, конечно, несущественно, потому что алмазное производство занимает очень маленькую долю в их общем бизнесе. Тем не менее, это показатель. Понятно, что наша компания «АЛРОСА» вовлечена в мировой финансовый оборот, в мировую торговлю алмазами, и, конечно, все те события, которые происходят на рынке, не могут не сказаться на деятельности компании. А события, одним словом, заключаются в том, что никто в условиях кризиса алмазы не покупает. Но все-таки часть сделанных изделий, в том числе бриллиантов, уже начинается продаваться на рынке. Очень медленное, но оживление есть. Поэтому стоит вопрос о том, как преодолеть кризис. Прошло два месяца с начала года. Компания, с точки зрения производства, работает достаточно устойчиво, выполнила планы по добыче алмазов, в плановом порядке продолжается строительство подземных рудников. Но алмазы не продаются, выручки от реализации продукции нет, и, конечно, эти финансовые трудности перейдут и в экономическую плоскость и потом могут сказаться и на производстве. Вот почему необходимо решать проблему № 1 – сбыт продукции акционерной компании «АЛРОСА». И этот вопрос был самым главным во время обсуждения вопроса с Председателем Правительства России. И в ходе разговора обсуждалось, как это отразилось на нас, какими были последствия для Республики Саха (Якутия), для Российской Федерации. Председатель Правительства согласился с тем, что компании необходимо оказать помощь и прежде всего в организации сбыта продукции. Соответствующие поручения министерствам и ведомствам даны, в том числе будут и продажи в Гохран Российской Федерации. Он дал поручение разработать специальный план для АК «АЛРОСА», согласившись с необходимостью принять решение на федеральном уровне. 

Что касается угольной промышленности, то здесь проблема схожа с проблемой акционерной компании «АЛРОСА», но они еще имеют свою специфику. С одной стороны, конечно, сейчас достаточно сложно на угольном рынке. Энергетический уголь продается по-прежнему в тех объемах, как и в прошлом, потому что котельные должны топиться, а электростанции работать, поэтому потребление угля идет в прежнем режиме. К сожалению, по люксонной угольной продукции кризис, конечно же, сказывается на показателях «Якутугля». Вопрос в том, что львиную долю мы производим не энергетического угля, а коксующегося для металлургической промышленности. А когда нет сбыта металла, то понятно, что и металлургия уголь не берет. Поэтому планируется снижение добычи угля по сравнению с прошлым годом и у нас значительная часть работников «Якутугля», около 2 тысяч человек, находится в вынужденном отпуске. На это еще накладывается то, что компания «Мечел», которая является стопроцентным собственником акций «Якутугля», одновременно с этими текущими проблемами имеет еще проблемы инвестиционного характера, потому что у нас в республике осуществляется огромный проект по освоению Эльгинского месторождения угля, и туда надо вкладывать большие суммы денег – порядка 45 миллиардов рублей. Это только на железную дорогу. Потом потребуется около 100 миллиардов рублей на освоение самого месторождения. Я уже говорил, что работы там ведутся хорошими темпами. В виду того, что финансирование идет из выручки «Мечела», а уголь не продается, надо успевать решать текущие проблемы, выплатить зарплату, заплатить налоги, сделать первоочередные платежи, а еще надо вести такую гигантскую стройку. Поэтому, конечно, возникли затруднения. В отсутствие денег для транспортных строителей уже сегодня ситуация становится критической. Естественно, в этой ситуации, поскольку речь идет о проекте государственного масштаба, который касается не только республики, но и всего Дальнего Востока, да и позиции России в Тихоокеанском регионе, надо принимать меры на государственном уровне. Поскольку «Мечел» попал в список предприятий, которые будут пользоваться государственной поддержкой федерального уровня, мы предложили Правительству Российской Федерации в рамках мероприятия по поддержке этой компании, в первую очередь, помочь в привлечении финансирования на освоение Эльгинского месторождения. Тогда высвобождаются деньги компании для того чтобы решить текущие задачи по поддержанию жизни самого «Якутугля» и других угольных предприятий. Мы предложили выпустить специальные инфраструктурные облигации, которые могли бы быть выкуплены государственными банками и пенсионными фондами, которые имели бы поддержку РФ. Для России этот вопрос достаточно интересен, потому что если все будет удачно, то можно тиражировать и на другие проекты. Поэтому Владимир Владимирович Путин подошел к этому вопросу достаточно заинтересованно. Он дал поручение Центральному банку и министерствам экономического развития и финансов рассмотреть этот вопрос и найти приемлемое решение по оказанию государственной поддержки. 

Что касается нефтяной промышленности, то здесь ситуация немножко другая. В принципе у «Сургутнефтегаза» дела идут неплохо. Мы добудем в этом году 2 миллиона тонн нефти. Это будет такая масштабная добыча, которая будет направлена на нефтепровод «Восточная Сибирь - Тихий Океан», введенный в эксплуатацию в прошлом году в реверсном режиме. В этом году мы должны ввести в эксплуатацию второй участок нефтепровода. Но здесь сложилась такая ситуация, когда вроде бы все хорошо, а с другой стороны каждая тонна нефти, добывающаяся в Республике Саха (Якутия), приносит порядка двух тысяч рублей убытков. Это связано с тем, что упала мировая цена на нефть, высоки налоги, которые взимаются структурами промышленности в Российской Федерации, ну и тарифная политика транспортировку нефти по железной дороге и нефтепроводной системе такова, что, нам издалека очень сложно добиться высокого уровня рентабельности. Поэтому предложили, чтобы на нефть, которая добывается в Восточной Сибири и Дальнем Востоке, на наших новых месторождениях, не распространялись бы таможенные пошлины. Поскольку нефтяная промышленность вносит большой вклад в экономическую стабильность РФ, обеспечивает работой транспортников, мы должны постараться освободить уж от слишком многочисленных начислений в бюджетные и не бюджетные фонды. Этот вопрос не новый, но теперь настало время реализовать его. Владимир Владимирович с этим согласился. 

У нас одним из ведущих отраслей является золотодобывающая промышленность, которая достаточно устойчиво отработала прошлый год. Мы выполнили свой план по добыче золота, но в этом году возникли новые трудности, которых раньше не было. Просто-напросто 70 процентов наших золотодобывающих предприятий работают на россыпных месторождениях, и работа носит сезонный характер. Зимой надо вести подготовку к промывочному сезону, летом нужно промывать, а реализации нет, золото будет добыто к осени и только тогда появляется выручка от реализации этого золота. Ну и, конечно же, золотодобывающая промышленность нуждается в кредитах. Если раньше их можно было получить легко, то сейчас банки не дают, да и наши предприятия не такие большие, чтобы стать надежным заемщиком. И имущества у них маловато, и объемы работ не такие уж большие. Казалось бы маленькие предприятия, но их много — сотни предприятий, и в целом ситуация становится для отрасли угрожающей. Поэтому мы поставили вопрос о том, чтобы в этом году большая часть, добытой нашими предприятиями золота, была закуплена в государственный фонд, постольку поскольку такие закупки предусмотрены бюджетом, и мы могли бы получить аванс от федерального правительства, который заменил бы банковские кредиты, чтобы развернуть работу по золоту. Этот вопрос решен, такое разрешение мы получили и сейчас работаем над его реализацией. 

Понятно, что проблемы в наших ведущих отраслях: в алмазах, угле, нефтяной и золотодобывающей промышленности не могут не сказаться на бюджете Республики Саха (Якутия). По отношению к первоначальным расчетам мы теряем собственных доходов процентов 20, что около 10 миллиардов рублей, и в этой связи просим федеральное правительство оказать нам финансовую помощь. Причем подойти к проблемам Республики Саха (Якутия) не просто потому, что финансовая помощь будет оказана всем, Я еще раз говорю, бюджет РФ пересматривается, но это не значит, что там идет тотальное сокращение, наоборот, некоторые статьи сокращаются, за счет этого некоторые увеличиваются. Уже известно, что будет увеличена помощь субъектам РФ, потому что почти повсеместно теряются доходы. У нас особые условия, во-первых, надо формировать финансовые ресурсы для северного завоза, для навигации, во-вторых, никто в РФ не тратит столько денег на поддержание сельского хозяйства, как у нас. Это наша особенность, и поэтому просили учесть вот эти наши особенности при расчете трансфертов, финансовой помощи, которую мы можем получить. Я думаю, что и здесь будет получено позитивное решение. 

Я еще раз говорю, что это текущие вопросы. Конечно же, жизнь не кончается и впереди еще много работы, много проектов, свершений, которые нам предстоит сделать. Поэтому обсуждались и перспективные вопросы. Опять-таки алмазная отрасль. Произошли очень большие изменения на алмазном рынке. Европейская комиссия признала, что прежняя система организации мирового рынка не соответствует европейскому законодательству, и что необходимо, чтобы каждый производитель самостоятельно торговал своими алмазами. Это первое. Второе, мы готовимся во вступление в ВТО, поэтому наши внутренние правила, наш внутренний режим работы необходимо приводить в соответствие с мировыми, чтобы мы не отстали. Не секрет, что на сегодняшний день у нас система, может быть, еще с советских времен, обременена разными ограничениями. Нормативными документами и т.д. Например, в Израиле для того, чтобы продать алмазы, требуется двое суток, у нас это длится от 60 до 90 суток. Это деньги, кредиты, убытки. Еще есть квоты, лимиты, лицензии, система ценообразования, внутренние налоги, которые действуют в Российской Федерации. Наши якутские огранщики только начинают соревноваться со специалистами из Израиля и Индии, и уже сразу проигрывают, потому что мы налоги платим в 12 раз больше, чем в этих странах. А там действует особая система налогообложения. Потому нам нужно все приводить в соответствие с мировым. Иначе мы даем фору своим конкурентам. В Правительстве Республики Саха (Якутия) по согласованию с Минфином России в свое время был наработан целый пакет предложений. Этот итоговый документ мы представили и попросили рассмотреть на уровне Правительства Российской Федерации так, чтобы в год кризиса мы могли принять все необходимые решения на федеральном уровне для дальнейшего развития нашей промышленности. 

Был поставлен вопрос о создании в Республике Саха (Якутия) свободной особой экономической зоны в производстве ювелирных изделий и огранке алмазов. Не первый год этот вопрос ставится. Мы несколько раз обращались в федеральное правительство, участвовали в конкурсах на создание свободных экономических зон, которые проводило федеральное Правительство. Конкурсы не смог выиграть ни один из субъектов Дальневосточного Федерального округа. Понятно, что условия у нас не такие, как в европейской части. С другой стороны, алмазная отрасль подвержена разным ограничениям, поэтому министерство экономического развития и другие министерства России как-то прохладно к этому относились, считая, что мы не нуждаемся в такой поддержке. Но вот в очередной раз мы поставили этот вопрос, и я должен сказать, что точка зрения Владимира Владимировича совсем иная, чем у других федеральных чиновников. Он говорит, что мы понимаем, что дальневосточник всегда будет проигрывать в этих конкурсах, поэтому эти зоны надо создавать именно на Дальнем Востоке не на основе конкурсов, а на основе специальных решений Правительства Российской Федерации. Мы довольно подробно обсудили, что это такое, в чем суть нашего предложения и соответствующие поручения даны, и надеемся, что этот вопрос доработаем. 

Ставился вопрос также о ситуации в оловодобывающей промышленности. Республика Саха (Якутия) на сегодняшний день осталась единственным субъектом РФ, где еще существует оловодобывающая промышленность. Но с каждым днем нам труднее и труднее поддерживать это производство. Если мы оценим ситуацию в экономике республики в целом то, ахиллесова пята, самая проблемная точка – это Депутатск, Депутатское олово, «Сахаолово» и т. д. Здесь во многом, конечно, зависит от руководителей предприятий, менеджеров, Правительства Республики Саха (Якутия), но многие вопросы надо решать вообще на федеральном уровне, потому что это стратегический товар, добывать его чрезвычайно сложно, сбывать при нашей транспортной схеме еще сложнее. Поэтому нужно максимально создать благоприятные условия для развития этой промышленности, а у нас получается все наоборот. В прошлом году федеральное Правительство приняло решение о том, чтобы таможенную пошлину на импорт олова сняли. У нас еще НДС, которого нет за рубежом и т.д. Поэтому надо все привести тоже в соответствие с мировым, чтобы отрасль функционировала нормально. Мы попросили рассмотреть вопрос о создании программы оловодобывающей промышленности или же признать окончательно, что олово будем закупать заграницей и принять конкретное решение. Вот такой вопрос сегодня стоит по оловодобывающей промышленности. Быть или не быть. По этому вопросу будут даны соответствующие поручения, и будет создана специальная рабочая группа во главе с заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Игорем Ивановичем Сечиным, с которым мы рассмотрим эти вопросы. 

Обсуждался вопрос и по Якутскому государственному университету. Мы длительное время ставим вопрос о том, чтобы наш университет вошел в число федеральных, которых всего будет по Российской Федерации – 10-12. На Дальнем Востоке у нас конкурентов много, пруд пруди. Но, тем не менее, наш университет по ряду параметров лучше, и если еще немного поработать, то может получить статус федерального. Я доложил, какую работу мы провели, почему мы по-прежнему настаиваем, что Якутский государственный университет достоин статуса федерального. И дано такое поручение, что при формировании списков положительно решить вопрос. Конечно же, это не окончательное решение. Вообще должен сказать, что по всем вопросам, которые обсуждались на уровне Председателя Правительства Российской Федерации, чувствуется позитивное отношение Владимира Владимировича Путина к Якутии, к якутянам. Он хорошо понимает наши проблемы, трудности, поддерживает во всем. Поэтому, конечно, надеюсь, что мы все эти кризисы преодолеем, и что поддержка Правительства Российской Федерации у нас есть. 

Состоялся целый ряд совещаний в Министерстве финансов России с участием заместителя председателя правительства И. И. Сечина, министра финансов А.Л. Кудрина, поскольку многие вопросы касаются его, а это и наши бюджетные проблемы, и вопросы «АЛРОСА», это и налоговая политика. По акционерной компании «АЛРОСА» у нас с Минфином составлен четкий план по выполнению поручения председателя Правительства Российской Федерации. На самом-то деле мы начали работать по этому вопросу с Минфином еще декабре, поэтому многие вопросы уже были отработаны, и сейчас мы их реализуем в форме решения правительства, Минфина Российской Федерации, Правительства Республики Саха (Якутия). 

По всем вопросам у нас сейчас в Москве работает первый заместитель председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Алексеев Геннадий Федорович и заместитель председателя Правительства Данчикова Галина Иннокентьевна. На помощь им отправлена целая группа министров и заместителей министров для того, чтобы все эти решения материализовать на практике. 

Помимо этого, состоялась моя встреча с Министром обороны РФ по вопросу поселка Тикси. Вы знаете, что в армии сейчас происходят реформы, идут разные сокращения, передислокации. Возникли некоторые проблемы и у нас в Тикси по дальнейшей судьбе нашего большого аэропорта, которое должно иметь двойное назначение, и в целом по поселку. Поэтому мы договорились о том, что необходимо создать специальную рабочую группу с участием специалистов Министерства обороны России и Республики Саха (Якутия) для того, чтобы все вопросы, которые возникают в ходе этих реформ, мы могли бы обсудить и принять совместно взвешенные решения, чтобы не получилось так, чтобы остались бесхозные объекты, брошенный поселок и т. д. В этом направлении мы, я думаю, отработаем март, и нас уже будут конкретные решения. 

Как вы знаете, подписано соглашение с «Росатомом» по дальнейшей совместной работе. Во-первых, по развитию Эльконского горно-металлургического комбината. Определено, что будет делать «Росатом», Республика Саха (Якутия), как мы вместе решим социальные вопросы. Второе направление – это строительство передвижных атомных электростанций для Крайнего Севера, Арктики. У нас опыт в этом есть, в республике были передвижные дизельные электростанции. Теперь вот разрабатывается проект по атомным электростанциям. Республика Саха (Якутия) традиционно и давно ставило вопрос об участии в этих программах. Это начинает реализовываться, первые электростанции «Росатомом» будут, конечно, построены, станции пройдут множественные испытания, получат сертификаты и только после этого будут применены. Желающих участвовать в этой программе очень много. В первую очередь, это Чукотка, Мурманская область, Ненецкий округ, но мы имеем давние договоренности и уже включены в эту программу. 

Также у меня состоялась встреча с руководством компании «Мечел», с генеральным директором И. Г. Зюзиным по обсуждению проблемных вопросов, а самое главное, по работе «Якутугля». Вы, наверное, знаете из сообщений средств массовой информации, что «Мечел» удачно провел серию переговоров в Южной Корее по заключению контрактов на поставки угля. Они это подтвердили. Кроме этого есть уже контракты и с Японией, начала брать уголь наша металлургическая промышленность. Поэтому мы в марте в месяце ожидаем, что вынужденный простой закончится и все работники «Якутугля» выйдут на работу, может быть, только за исключением РМЗ, для которой они определяют новую специализацию в рамках уже всей группы компаний. Мы также говорили о финансовых обязательствах, в первую очередь, по выплате зарплаты. В кое в чем Правительство республики помогло в этом в январе-феврале, теперь вот они должны самостоятельно дальше эти задачи решать и обеспечить налоговые платежи. Конечно, жизнь покажет, но, во всяком случае, появился оптимистический настрой и, по крайней мере, есть уверенность, что этот год мы более или менее отработаем. 

Понятно, что при решении таких больших вопросов требуется поддержка руководства Российской Федерации, а мы вместе с министерствами и ведомствами должны доработать. Но вообще-то говоря, по большей части все зависит не от федеральной власти, а от нас самих. Мы сами должны действовать, работать. 

Министерство по делам предпринимательства, туризма и развития занятости защитила программу «О дополнительных мерах по обеспечению занятости в условиях кризиса». Эта программа состоит из нескольких разделов. По ним мы предполагаем, что три тысячи человек в республике пройдут переобучение специальностям, на которые есть спрос. Будет оказана финансовая помощь тем гражданам, которые захотят сменить место жительства в ходе поиска работы. Для республики эти два направления очень важные. Хотя ожидается сокращение какого-то количества рабочего места, к счастью, эти ожидания не очень хорошо сбываются, потому что мы предпринимаем меры для того, чтобы предприятия работали. Приняты меры по строительному комплексу и еще по целому ряду направлений. Мы говорим безработица, но все равно получается, что на одной стороне нехватка, а на другой стороне избыток рабочих мест. В большинстве случаев из-за того, что не подходит квалификация у работников и с местом жительства не совпадает. Ведь не секрет, что на нефтепровод «Восточная Сибирь – Тихий океан» до сих пор идет прием на постоянную работу, но требуется квалификация. У нас хронически не хватает строителей, летом море гастарбайтеров появляется. Значит, надо овладеть этими профессиями, повысить квалификацию. Поэтому эти направления чрезвычайно важны для республики, и они служат не только в кризисной ситуации, но и будут нужны в будущем для обеспечения постоянных рабочих мест. Поскольку в бюджете республики предусмотрены средства на вот эти два направления и направления, связанные с общественными работами, с поддержкой некоторых муниципальных предприятий образования, мы должны получить федеральное финансирование. На самом-то деле, рассмотрение программы Республики Саха (Якутия) было намечено в марте, но мы попросили перенести на февраль, имею в виду, что наша программа сверстана, и мы фактически по нему уже работаем. Поддержку получили, сейчас министр находится опять в Москве для того, чтобы окончательно получить утвержденную программу. 

Если говорить про ситуацию по инвестициям, то она изменится. Изменится в части инвестиций малого бизнеса, для которого стало меньше возможностей для инвестирования, хотя антикризисная программа предполагает создание 1720 новых рабочих мест в малом бизнесе. Тем не менее, потребуется большая государственная поддержка, но у самих субъектов малого бизнеса будет мало возможностей, чтобы инвестировать в свое производство. Несколько уменьшатся государственные капитальные вложения в не социальные объекты, в той части, которая касается производственных вложений. По целому ряду предприятий идет закономерное снижение инвестиций. В прошлом году мы готовились к сдаче Талаканского месторождения, и был пик объема строительно-монтажных работ и инвестиций на закупку оборудования. В этом году они планомерно снизятся. Ситуация складывается так, что большие стройки остаются. Будет продолжаться строительство нефтепроводной нитки ВСТО, железной дороги Беркакит – Томмот – Якутск, федеральных и республиканских автомобильных дорог. Принимаются меры по строительству новых угольных комплексов по линии «Мечела» - это Эльга, есть две шахты в Нерюнгринском районе – Денисовская и Инаглинская. Акционерная компания «АЛРОСА» выделила необходимый объем инвестиций на строительство подземных рудников. Правительство Республики Саха (Якутия) свои планы, которые у нас в последние годы сложились – строительство школ, больниц, жилья – тоже выполнит, и необходимый объем финансовых средств и займов из разных источников мы мобилизуем. Поэтому одно компенсируется другим, и могу сказать так, что, несмотря на кризис, думаю, объемы инвестиций в республику, по сравнению с прошлым годом, даже увеличатся».

ЯСИА 

 

 

Наша группа в Facebook

Реклама

Таможенный брокер

таможенное оформление, таможенный транзит, сертификация, агентские услуги

cbs-dv.com

Нет

Авторизация

Наши