Тикси-Бухта встреч

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Кто загнал Арктическое морское пароходство на финансовую «мель»?

E-mail Печать
ИА SakhaNews. О бедственном финансовом положении ОАО «Арктическое морское пароходство» громко заговорили ровно год назад. Тогда информагентства всего мира сообщали о незавидной судьбе экипажей судов «Василий Ян» и «Профессор Воскресенский», арестованных в китайском порту Шанхай за долги. Скандал получил широкую огласку. Президент Дмитрий Медведев поручил первому заместителю Председателя Правительства РФ Игорю Шувалову контролировать ситуацию с арестом российских судов в Шанхае.

Речь шла о моряках Арктического морского пароходства, которое базируется в поселке Тикси Булунского района, к этому моменту уже много лет находившемуся в затяжном кризисе, несмотря на то, что является государственным предприятием.

В дальнейшем с помощью Якутии конфликт удалось урегулировать, морякам зарплата была выплачена, и они вернулись на родину. За прошедший год Арктическое морское пароходство под руководством Валерия Степанова, который возглавляет его с октября 2007 года, смогло решить ряд проблем, но и осталось их еще немало.
Суда компании, в основном, заняты сейчас на перевозке леса в страны АТР, однако эта работа обеспечивает лишь зарплату персонала, о развитии, тем более, покупке или строительстве нового флота, при таких условиях, по словам гендиректора, речи не идет. В настоящее время предприятие находится в состоянии процедуры наблюдения и внешнего управления.

Как же получилось, что единственное в своем роде транспортное предприятие республики, работающее в условиях Арктики, оказалось в затяжном кризисе? Ответы на этот вопрос отчасти были получены внешним управляющим при анализе деятельности ОАО СК «Арктическое морское пароходство» начиная с 2000-го по 2007 год.

Анализ финансово-хозяйственной деятельности компании показал: бывший гендиректор компании С.Анисимов на протяжении длительного периода времени, искажая фактическое состояние дел в пароходстве, совершил ряд сомнительных, с точки зрения закона, внешнеэкономических сделок, так как при этом применялись запутанные и непрозрачные валютные схемы во взаимоотношениях с иностранными компаниями. Сделки совершались, но средства на банковские счета пароходства в России не поступали, что в итоге и привело предприятие к финансовому тупику.

Таким образом были заключены сделки с иностранными фирмами по купле-продаже теплоходов «Теклибка», «Айc Принцесс», аренде теплоходов «Афия», «Ания». Теплоход «Теклибка» в настоящее время находится в частной собственности на Дальнем Востоке, «Айс Принцесс» в июле 2009 года путем рейдерства через морской суд порта Риека (Хорватия) был арестован и переоформлен в собственность иностранной компании «Вест Волд».

Между тем, по имеющимся в ОАО «Арктическое морское пароходство» бухгалтерским документам, компания «Вест Волд» числится на забалансовом счете ОАО «Арктическое морское пароходство» с 31 декабря 2004 года по настоящее время. С 2001 года по март 2003 года компания «Вест Волд» также числилась на счете 001 пароходства. Этот факт свидетельствует о том, что практически компания «Вест Волд» является оффшорной (зарегистрирована в Сант Винсента Гринадины) собственностью ОАО «Арктическое морское пароходство» с 2001 года. Факт о наличии в составе пароходства оффшорной компании, через которую осуществлялись внешнеэкономические финансовые операции, бывший гендиректор, как выяснилось, скрывал даже от Совета директоров компании. За период с 2000 по 2007 год не зачисленная на счета пароходства сумма составила 4 842 044 доллара США, из них более 3 млн. долларов США - в 2006 году.

Вследствие нарушения руководством предприятия федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» ФЗ- 173 (не оформление паспортов сделки по валютным операциям) налоговыми органами начислено около 70 млн. рублей только штрафных санкций. Указанная сумма в настоящее время взыскивается с пароходства в рамках внешнего управления, согласно Закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)».

Несвоевременное проведение регламентных ремонтов флота пароходства (из-за отсутствия средств) привело к массовым поломкам судов.

Насколько верны выводы внешнего управляющего и какова реальная степень вины бывшего руководства Арктического морского пароходства, надеемся, покажет проверка прокуратуры республики.

Справка:

В 1955 году в Тикси был передан буксирно-лихтерный флот "Дальстроя" (Колыма), Мурманска и Владивостока, было создано управление флота.

К середине 60-х годов флот порта Тикси имел 8 сухогрузных теплоходов, 25 лихтеров, 16 морских буксиров, ледокол и 4 единицы ледокольно-вспомогательного флота. Общая грузоподъемность флота составляла около 67 тыс.т. В разные годы порт Тикси подчинялся различным центрам: Якутску, Москве, Мурманску, Владивостоку.

В 1967 г. на его базе создается самостоятельное морское транспортное предприятие, получившее название Северо-Восточное управление морского флота с непосредственным подчинением ММФ. Первым начальником СВУМФ назначается М.Хейдер-Назаров.

Флот Тикси к середине 80-х годов имел 20 теплоходов и 4 танкера. Общая грузоподъемность составляла 79 тыс.т.

В 1987 г. предприятие стало называться Якутское производственное объединение морского транспорта. В его состав, помимо транспортного флота и судоремонтных мастерских, вошли порты Тикси и Хатанга.

С 1991 г. предприятие существовало как судоходная компания, порты и большинство береговых подразделений вышли из ее состава. Компания получила название "Арктическое морское пароходство".

С 1993 г. пароходство является государственным предприятием.

 

Наша группа в Facebook

Реклама

Нет

Авторизация

Наши


Курсанты ЛАУ

[Слева...]