Тикси-Бухта встреч

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Аэропорт Тикси — визитная карточка Арктики

E-mail Печать
В советские времена одним из ведущих улусов нашей республики считался Булунский. Его с гордостью называли Морскими воротами. Улусный центр — поселок Тикси расширялся, собирая инженеров и высококвалифицированных работников со всей необъятной России. А теперь, когда «морские ворота» бесшумно закрываются, находящийся за Полярным кругом Тикси будто постепенно стареет. Его покинуло большинство населения, строительство практически не ведется, разве что…
На сегодняшний день одним из крупных предприятий Булунского улуса является ФГУП «Аэропорт Тикси». В прошлом году директором предприятия стал один из ведущих авиаторов Якутии Евгений Тарасов.
В целом 2010 год для Тикси был весьма событийным: визит Председателя правительства Российской Федерации, смена руководства аэропорта, история с моржом, несчастные случаи, которые не раз освещали в СМИ.
Наш корреспондент беседует с директором ФГУП «Аэропорт Тикси» Евгением ТАРАСОВЫМ:
 
—Евгений Ильич, вот уже полгода, как вы директор аэропорта Тикси. Это была ваша инициатива с должности заместителя генерального директора ОАО АК «Якутия» перейти на новую работу? При том, что Тикси — край земли, а новая должность — не подарок.
—Во‑первых, аэропорт Тикси — не рядовой аэропорт улусного значения, а федеральное государственное унитарное предприятие.
Он является аэродромом федерального значения, где базируются также воздушные суда дальней авиации стратегического назначения Министерства обороны Российской Федерации.
Кроме того, аэропорт Тикси  один из восьми аэропортов республики, имеющих искусственную взлетно-посадочную полосу (ИВПП).
Во‑вторых, я был в команде Ивана Алексеевича Простита с самого начала создания авиакомпании «Якутия». За эти восемь лет сделано немало, и сегодня «Якутия»  безусловный лидер авиатранспортного комплекса республики, имеющий хорошие темпы развития по многим показателям и вошедший в десятку крупнейших 
авиакомпаний России.
Есть научно обоснованное мнение, что на одной должности человек не должен долго задерживаться. Необходимы новые цели, задачи. Реализуя себя на новом поприще, любой человек получает дополнительные впечатления, реализует способности, повышает профессиональные навыки и знания.
—Но почему именно Тикси? Ведь всем известно, что сегодняшний Тикси — это не Тикси 70–80‑х годов, куда попасть на работу можно было только по приглашению или спецнабору.
—В 70‑х снабжение поселка продовольственными и промышленными товарами было по первому разряду, как в Москве и Ленинграде. В 80‑х ухоженный, красивый Тикси превратился в один из лучших поселков городского типа на Арктическом побережье Советского Союза.
Возникновение поселка обусловлено строительством Усть-Ленского (Тиксинского) морского порта. Вот тогда Тикси и назвали морскими воротами Якутии. Расцвет и упадок его во многом связаны с этим предприятием. В навигацию 1987 года в порту было переработано 850 тысяч тонн груза, а к концу девяностых уровень переработки упал до 12,7 тысячи тонн, т. е. в 67 раз!
В 1988 году в Тикси проживало 11,9 тысячи человек, сегодня — около пяти тысяч. Как говорится, цифры говорят сами за себя.
Осенью прошлого года здесь побывал Председатель Правительства Российской Федерации В.Путин. Состоялась  встреча Владимира Владимировича с президентом Якутии Егором Афанасьевичем Борисовым, что было широко освещено в республиканских СМИ.
Главным итогом посещения Тикси Председателем правительства Российской Федерации многие считают решение о строительстве новой научно-исследовательской станции на острове Самойловский, где уже 12 лет работает германо-российская научная экспедиция «Лена». Мало кто знает, что В.Путин, побывав на острове Самойловский, поручил Егору Борисову разработать новую концепцию развития поселка. По данному вопросу у Председателя правительства Республики Саха (Якутия) Галины Данчиковой состоялось совещание, где были даны соответствующие задания ответственным министерствам и ведомствам.
—Евгений Ильич, во время визита В.Путина вы как раз были в Тикси. Ваши впечатления?
– Для меня лично, как новоявленного директора предприятия, это было своего рода испытанием на прочность. Для аэропорта как предприятия приезд личности такого масштаба –большое и ответственное событие.
Испытание мы прошли. По окончании визита нас поблагодарили за помощь и содействие в организации пребывания В.Путина в Тикси. В моем кабинете размещался штаб.
Но самой положительной стороной этой рабочей поездки премьера, безусловно, является начало возрождения Арктики. Будем надеяться, что Арктический морской путь получит весомую поддержку, которая послужит толчком для дальнейшего развития.
—Какие проблемы являются наиболее важными для вашего предприятия?
—В последние годы наша республика в аэропортовой деятельности достигла серьезных результатов. Создание в 2008 году Федерального казенного предприятия (ФКП) «Аэропорты Севера», включающего в себя 23 аэропорта, позволило стабилизировать их финансово‑экономическое положение. Это, безусловно, выдающийся результат руководства нашей республики в области организации управления сложной, планово‑убыточной, но социально значимой системой наших аэропортов.
В силу объективных обстоятельств ФГУП «Аэропорт Тикси» не попало в ФКП «Аэропорты Севера». Это означает, что наше предприятие не находится в прямом ведении Росавиации, что нам очень проблематично попасть в какую-либо федеральную целевую программу (ФЦП) по части реконструкции взлетно-посадочной полосы и модернизации основных фондов, а также рассчитывать на бюджетное субсидирование, хотя бы до «нулевой» рентабельности. Попросту говоря, мы являемся обычным федеральным унитарным предприятием, находящимся в подчинении Территориального управления Росимущества в РС(Я). Если аэропорты, входящие в ФКП «Аэропорты Севера», за счет субсидий федерального бюджета не только покрывают затраты на текущие расходы, но и получают средства на капитальный ремонт основных производственных фондов и приобретение спецтехники, то мы за счет собственных доходов и небольшой дотации за взлет-посадку не полностью закрываем даже свои расходы.
За годы перехода к рыночным отношениям наше предприятие претерпело около десяти реорганизаций. И при этом в основные фонды не вложено ни рубля. Все держится на запасе прочности советского периода. Если бы сохранился прежний уровень полетов, когда только в Москву было несколько рейсов в неделю, возможно, мы бы самостоятельно работали на рентабельном уровне, нашли бы ресурсы на капитальный ремонт, замену спецтехники, покупку топлива.
Таким образом, на сегодняшний день аэропорт Тикси – единственное белое пятно в аэропортовой системе на территории Республики Саха (Якутия), судьба которого окончательно не решена, не попала под длань государственного протекционизма. Мы здесь говорим не про аэропорт Якутск или аэропорты Мирнинского авиапредприятия АК «АЛРОСА», а имеем в виду все другие аэропорты, которые в силу малой интенсивности пассажиропотоков, несмотря на очевидную социальную значимость и востребованность населением, не могут окупать текущие расходы и самостоятельно финансировать необходимые капвложения, которых объединили в Федеральное казенное предприятие «Аэропорты Севера».
Поэтому концептуальное определение организационно-правовой формы «Аэропорта Тикси», с решением вопроса ведомственной подчиненности и привязкой к финансированию из бюджета РФ, с возможным включением в различные федеральные целевые предприятия с целью реконструкции взлетной полосы и модернизации основных средств — вот наша главная стратегическая задача.
—Буквально в конце прошлого года Правительство Республики Саха (Якутия) утвердило Концепцию развития авиатранспортного комплекса Якутии. Разве данный документ не учитывает концептуальные проблемы вашего предприятия?
—Это действительно очень важный и нужный документ, на основании которого будет разработана подпрограмма «Воздушный транспорт» республиканской целевой программы «Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) на период 2012–2015 гг. и основные направления до 2018 года».
К сожалению, в данной концепции ФГУП «Аэропорт Тикси» только упоминается, так как мы являемся федеральным предприятием. Но скажу, что президент и правительство Якутии, Департамент воздушного транспорта Министерства транспорта, связи и информатизации республики в курсе наших проблем и прилагают большие усилия в разрешении ситуации с нашим предприятием. А это связано с несогласованностью действий двух федеральных ведомств — Минтранса (Росавиации) и Минобороны (Управление дальней авиации). Вопрос этот можно решить лишь на уровне председателя правительства или президента Российской Федерации. Только за прошлый год Е.Борисов обратился дважды к В.Путину по поводу судьбы нашего предприятия, сначала как председатель правительства, а потом как президент республики.
В связи с тем, что взлетно-посадочная полоса нашего аэродрома принадлежит Министерству обороны Российской Федерации,мы официально не информированы о ситуации насчет неё.
В период эксплуатации покрытий аэродрома с 1994 года (год окончания реконструкции) по настоящее время выявлен ряд дефектов и повреждений искусственных покрытий: просадки и разрушения монолитных железобетонных и сборных покрытий. Это привело к выводу из эксплуатации отдельных участков аэродрома. Пугает динамика разрушения участков. Военные авиаторы, следящие за состоянием искусственных покрытий, откровенно говорят, что разрушение происходит из-за изменения климата, т. е. повышения среднегодовых температур в летнее время по сравнению с нормативными, предусмотренными в СНиПах пятидесятых годов, когда строилась полоса.
—Евгений Ильич, прошедший 2010‑й год был богат на юбилеи: 85 лет авиации Якутии, 80 лет Булунскому району. Какие они оставили впечатления?
—Самые разные. Незабываемы были встречи с ветеранами, с людьми, чей труд заложил уважение к якутской авиации не только в России, но и во всем бывшем Советском Союзе.
В Тикси, мне кажется, особо ярким было событие, когда к нам в авиапорт, прямо к аэровокзалу, потратив много сил и труда, приполз символ Арктики — морж. Кстати, все федеральные телевизионные каналы показали это в своих новостных передачах. Это была бесплатная РR-кампания, где ключевыми словами были «Тикси», «аэропорт», «морж». Что может быть лучше? Но многие говорят, что появление в аэропорту моржа не просто эпизод, а знаковое событие. Они считают, что высшие силы хотели нас предупредить, чтобы мы не упустили шанс на возрождение аэропорта, поселка Тикси и всего Булунского улуса. Ведь нет исторически зафиксированного факта, чтобы морской зверь подходил так близко к поселку. Раньше до 2005 года на гербе Булунского района красовался именно морж. Возможно, он хотел выразить недовольство снятием его с символики улуса. Лично я после его появления в нашем аэропорту был бы не против, чтобы его изображение вернули на герб (см. фото).
Кроме того, раз уж заговорили о юбилеях, хочу напомнить, что 2012 год – юбилейный для Тикси. Днем основания поселка принято считать день высадки первых полярников — строителей первой метеорологической станции, возглавляемой Е. Н.Фрейбергом на берегу залива Сого в августе 1932 года. Уже 12 августа отсюда в эфир ушел первый прогноз погоды. Эта дата считается официальным началом зарождения поселка Тикси.
—С какими итогами завершили 2010‑й год и каковы планы на год 2011‑й?
– Отвечу однозначно — итоги положительные. Причем по всем финансово‑экономическим показателям.
Что касается планов, по итогам совместной работы в марте авиакомпания «Якутия» готовится выполнить технический рейс на самолете «Боинг‑757» по маршруту Москва — Тикси — Москва. Ранее данный рейс осуществлялся на самолете Ту‑154.
На предприятии повышена заработная плата, в среднем она составляет 38 тысяч рублей. Наши работники обеспечены спецодеждой.
В прошлом году полностью провели капитальный ремонт автотехники, мобильной техники и закупили запчасти на спецавтотранспорт на сумму более одного миллиона рублей. Есть еще один хороший показатель — когда я пришел на это предприятие, в его первичной профсоюзной организации состояло всего шесть человек из 60 по штату, а к концу года членов профсоюза уже 47 человек.
На сегодняшний день нас очень беспокоит такой вопрос. ФГУ «Дальневосточный авиационный поисково‑спасательный центр» (г. Хабаровск) предупредил нас, что в этом году в п.Тикси создается региональный штаб поисково‑спасательной базы в количестве 17 человек с соответствующим парашютно-десантным снаряжением и оборудованием. Предполагается базирование двух самолетов Ан‑26 и вертолета. Нас волнует состояние перрона, который гравийный, а федеральные требования предполагают обязательное бетонирование.
В этом году значительно увеличится объем научных полетов Санкт–Петербургского научно-исследовательского института Арктики и Антарктики. В летний период их самолет-лаборатория собирается отработать более 400 летных часов по исследованию прибрежных шельфов.
Сами видите, поэтапно аэропорт Тикси становится визитной карточкой российской Арктики. И, конечно же, требует к себе соответствующего внимания.
Елена НИКИТИНА, 
пресс-секретарь ТУ Росимущества
 

Наша группа в Facebook

Реклама

Нет

Авторизация

Наши


Тит-Ары

[остро...]