Тикси-Бухта встреч

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Россия консолидирует свои позиции в Арктике

E-mail Печать PDF

 http://www.barentsobserver.com/enefnnecn-eoefefnefereceaecnnemn-nesefec-eiefemecnecec-es-eneoneceoem.4777757-16149.html

Президент Медведев форматирует Российскую арктическую политику. BarentsObserver представляет детальный обзор российских планов по инвеситциям и работам в Арктике.

Несколько лет назад Россия провозгласила начало новой политики в Арктике, назвав ее главной ресурсной базой страны в 21 веке.

Тем не менее, вплоть до настоящего времени, практические действия российского истеблишмента на Арктическом направлении казались скорее демонстративными, нередко театральными, а порой провокационными и хаотичными, нежели продуманными и системными. Россия пугала мир возможностью создания особой военной арктической группировки, опускала национальный флаг на дно океана на Северным Полюсе, обсуждала международный заговор с целью вытеснения ее из Арктики.

Шумная суета вокруг арктических вопросов, тем не менее, пошла на убыль после официального одобрения в сентябре 2008 года документа под названием «Основы государственной политики в Арктике на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу». Сегодня, накануне государственного визита Российского Президента в Норвегию, которая по праву является одним из ключевых арктических игроков, Российская политика на этом направлении представляется намного более рациональной и сбалансированной.


Арктические инвестиции
В течение этого года Министерство природных ресурсов и Министерство экономического развития России должны объявить даты разработки широкомасштабной федеральной программы освоения Российского континентального шельфа. Ее стоимость оценивается в 9,3 триллиона рублей (310 миллиардов долларов), но в более отдаленной перспективе общий объем инвестиций в освоение российского континентального шельфа будет значительно больше.

Президент «Роснефти» Сергей Богданчиков, например, оценивает величину инвестиций в развитие континентального шельфа до 2050 года как 61,6 триллионов рублей (2,63 триллиона долларов). Из этой суммы около 16 триллионов рублей должны быть израсходованы на геологические изыскания. С этими оценками согласен Президент Российского Союза Производителей Нефти и Газа Геннадий Шмаль, пишет журнал «Мировая энергетика».

Очевидно, что с таким объемом инвестиций государство справиться не в состоянии, хотя еще несколько лет назад казалось, что федеральные власти вполне допускали, что арктические месторождения нефти и газа должны надолго остаться под полной государственной монополией. Сегодня же Министр природных ресурсов говорит о необходимости либерализации доступа иностранных компаний к нефтяным месторождениям шельфа, замечая при этом, что не все федеральные ведомства разделяют эту позицию, сообщает "Нефть России".

Министр энергетики Сергей Шматко недавно заявил, что Правительство готово рассматривать возможности предоставления доступа к нефтяным месторождениям шельфа для частных российских компаний. До настоящего времени этой привилегией пользовались только государственные компании «Газпром» и «Роснефть» ("Нефть России").

Больше работы — больше участников
В 2010 году все средства федерального бюджета, предназначенные для геологического изучения шельфа будут использованы в Арктике, заявил недавно Вице-Премьер Правительства России Сергей Иванов. Но этих средств будет явно недостаточно. В 2009 году государство израсходовало на эти цели менее одного миллиарда рублей (""Архангельские новости").

“Газпром» и «Роснефть» тратят на геологоразведку на шельфе неизмеримо больше (56,4 миллиарда рублей в 2008 году), но в связи с кризисом и их инвестиции в разведку шельфа существенно упали — оценочно на 20-30 процентов ("Архангельские новости").

Эта ситуация заставила федеральное правительство объявить будущее смягчение условий доступа для российских и иностранных компаний к геологической разведке на российском шельфе. Правительство намерено изменить законодательство, чтобы позволить российским и иностранным компаниям получать особые лицензии на разведку месторождений арктического шельфа.

В течение следующих трех лет Россия планирует несколько арктических экспедиций для исследования океанического дна. Предполагается, что одна из таких экспедиций начнется уже летом этого года и в ее состав войдет атомный ледокол и одно из исследовательских судов «Атомфлота».

Развитие инфраструктуры
Арктический энтузиазм затронул даже военных. Адмирал Владимир Высоцкий, командующий Военно-Морским Флотом России, объявил, что флот готов рассекретить большинство морских карт арктического бассейна, чтобы облегчить работу по определению границ российского континентального шельфа.

Российская Погранслужба начала работу по реализации широкомасштабной программы создания зоны всестороннего мониторинга вдоль северных границ и по трассе Северного морского пути. Первый заместитель руководителя службы генерал-полковник Вячеслав Дорошин сообщил, что до конца текущего года Россия завершит развертывание автоматизированной системы контроля за арктическими морями ("Независимое военное обозрение".

Планируется развернуть современные пограничные комплексы вдоль трассы Северного морского пути наподобие того, что построен на заставе Нагурская на Земле Франца-Иосифа. Россия также намерена создать новую космическую систему гидрометеорологического мониторинга в Арктике. Предложения по созданию такой системы должны быть подготовлены правительством к июню этого года.

Космическая система «Арктика» будет также ориентирована на поддержку геологических изысканий в полярных регионах. Новая система будет включать 5 высоко-эллиптических спутника, в их числе «Арктика-Р», цель которого обеспечивать безопасную навигацию по Северному Морскому Пути и производить разведку природных ресурсов, «Арктика-М», который будет обеспечивать безопасность авиаперелетов через Северный Полюс, и «Арктика-МС» для обеспечения коммуникации ("Военно-промышленный курьер".

Развертывание этой системы предусматривает усиление сотрудничества между «Роскосмосом» и космодромом Плесецк, расположенным в Архангельской области. Еще одним важным шагом в совершенствовании российской инфраструктуры в Арктике является реализуемая в настоящее время модернизация 9 северных аэропортов (Мурманск, Анадырь, Певек, Салехард, Нарьян-Мар, Хатанга, Тикси, Норильск, Воркута).

Недавнее создание в Архангельске Северного (Арктического) Федерального Университета с существенным увеличением инвестиций на науку также означает, что федеральные власти стремятся придать новый импульс исследовательской деятельности в Арктике, но кроме того свидетельствует о том, что государство стремится обеспечить подготовку квалифицированных кадров для развития Арктической зоны на местном уровне. Учитывая тот факт, что Северное отделение Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды также располагается в Архангельске, можно предположить, что этот город может стать главным центром российской науки в Арктике и имеет хорошие возможности разместить у себя в будущем дирекцию Северного Морского Пути.

Бум арктического судостроения
Арктическая стратегия России дает широкие перспективы для отечественного судостроения. Уже сегодня предприятия российского судостроения обеспечены портфелем заказов на постройку 2 тысяч судов гражданского назначения до 2020 года на общую сумму 1,5 триллиона рублей, сообщает Морская коллегия при правительстве РФ со ссылой на BarentsObserver.

Официальная «Стратегия развития судостроения до 2020 года и на дальнейшую перспективу» говорит о том, что освоение арктического шельфа потребует до 2030 года постройку 90 специализированных транспортных судов общим дедвейтом 4 миллиона тонн и порядка 140 сервисных судов. Также необходимо будет построить 10-12 новых ледоколов (Минпромторг РФ).

До 2020 года Россия намерена построить три универсальных атомных ледокола мощностью 60 МВт и один ледокол-лидер мощностью 110 Мвт. В марте 2007 года был введен в эксплуатацию самый мощный ледокол в мире «50 Лет Победы», базирующийся в Мурманске наряду с другими российскими атомными ледоколами.

Сбалансированная и стабильная Арктическая политика
За последние 2-3 года Россия сумела не только существенно восстановить утраченные позиции в Арктическом регионе, но и создать крепкий фундамент для быстрой экспансии в этом регионе в будущем. В обозримое время Государственная Дума должна принять еще два важных акта, которые в целом завершат формирование контуров Российской арктической политики. Это Закон об арктической зоне Российской Федерации и Закон о Северном морском пути.

Чрезвычайно важно также и то, что российский политический истеблишмент в конце концов оказался в состоянии недвусмысленно продемонстрировать ориентацию на бесконфликтное разрешение проблем и вызовов, которые могут возникнуть во взаимоотношениях с соседними арктическими державами.

Россия очевидно чувствует себя комфортно и уверенно в формате взаимодействия стран так называемой «Арктической Пятерки» и явно не собирается предпринимать никаких действий,противоречащих международному праву. Российские взаимоотношения с арктическими странами показывают, что Россия не ищет соперничества в этом регионе, но настойчиво ожидает партнерства и сотрудничества.

Предстоящий на следующей неделе визит президента Медведева в Норвегию, возможно, привнесет новую интригу в историю Арктики.

Статья написана для BarentsObserver'а
by Анреем Шалёвым, руководителем
Архангельского офиса Норвежского Баренцсекретариата.

 

 

Наша группа в Facebook

Реклама

Недорогие цены на одноэтажный дом из клееного бруса на любой вкус. Высокое качество.
Нет

Авторизация

Наши


дом быта

[]