Тикси-Бухта встреч

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Без чванства и амбиций

E-mail Печать PDF

Постоянный адрес статьи: http://www.pravdasevera.ru/print.html?article=1049243781  

70 лет назад, 19 февраля 1938 года, закончился дрейф станции «Северный полюс-1» в составе И. Д. Папанина, Е. К. Федорова, П. П. Ширшова, Э. Т. Кренкеля.

Время до 90-х годов XX века можно с полным основанием назвать эпохой освоения Арктики и Северного морского пути. Оно шло как с запада на восток, так и с востока на запад, проникая все в более высокие широты Арктики. Надо вспомнить об экспедиции на Шпицберген (1912 г.) под руководством Владимира Александровича Русанова на моторно-парусной шхуне «Геркулес», капитаном которой был уроженец города Онеги, золотой медалист Архангельского торгово-мореходного училища Александр Степанович Кучин. В результате похода были открыты четыре новых месторождения каменного угля. Затем экспедиция пыталась обойти Новую Землю, но пропала без вести. Однако свой вклад в дело освоения Арктики внесла. Имена Русанова, Кучина и их товарищей - на картах Северного Ледовитого океана.

 

В августе 1912 года от Соборной пристани Архангельска по направлению к Северному полюсу под командованием Георгия Яковлевича Седова отошла шхуна «Св. мученик Фока». В районе северо-западного побережья Новой Земли судно вмерзло в лед и почти год (352 дня) прозимовало там, лишь 24 августа 1913 года освободившись ото льда. Седов повел «Фоку» к Земле Франца-Иосифа, где в бухте Тихой моряки остались на вторую зимовку. Георгий Яковлевич предпринял попытку достичь Северного полюса на собачьей упряжке в сопровождении матросов Линника и Пустошного, но сильно простудился и скончался 20 февраля 1914 года. Похоронен на острове Рудольфа.

Седовская экспедиция не достигла Северного полюса, но за две зимовки провела множество геологических и географических исследований. К примеру, на Земле Франца-Иосифа были нанесены на карту четыре острова.

В конце июля 1914 года судно покинуло бухту Тихую и взяло курс на юг. 6 сентября «Фока» под командованием капитана Н. М. Сахарова,  выпускника Архангельских шкиперских курсов, вернулся в Архангельск.

Первая Советская арктическая экспедиция состоялась в 1920 году под руководством Федора Андреевича Матиссена. Задача - гидрографическое обследование устья реки Лены - была выполнена. Попутно были обнаружены в бухте Тикси («место встреч» в переводе с якутского) большие залежи каменного угля, который добывали еще и в 70-е годы XX века.

Пик освоения Арктики пришелся на 30-е годы. Вспомним беспримерный переход за одну навигацию в 1932 году из Архангельска до Берингова пролива ледокольным пароходом «А. Сибиряков» (капитан  Владимир Иванович Воронин, начальник экспедиции Отто Юльевич Шмидт). После этого перехода было создано ГУСМП (Главное управление Северного морского пути) под руководством О. Ю. Шмидта. При ГУСМП создали управление полярной авиации, в котором летали лучшие летчики того времени.

В 30-е годы началось активное строительство портов - Дудинка на Енисее, Тикси на Лене, Певек на Колыме. По всему южному побережью Северного Ледовитого океана строились многочисленные полярные станции.

В конце 1933 года была предпринята попытка сквозного плавания по СМП от Мурманска до Берингова пролива на пароходе «Челюскин» (капитан - Воронин, начальник экспедиции - Шмидт), которая закончилась неудачно - 13 февраля 1934 года в Чукотском море судно было раздавлено льдом и затонуло. Почти вся команда судна и экспедиционный отряд высадились на лед, организовался «лагерь Шмидта», состоявший из 104 человек.

Челюскинцы дрейфовали два месяца, проводили по мере возможностей необходимые исследования. 5 марта летчик Ляпидевский благополучно приземлился на льдину и вывез на материк женщин и детей - 12 человек. Затем - пурга, нелетная погода, и лишь с 7 по 13 апреля летчиками полярной авиации был вывезен на материк весь «лагерь Шмидта». За спасение челюскинцев летчики А. Ляпидевский, С. Леваневский, Н. Каманин, В. Молоков, М. Слепнев, М. Водопьянов, И. Доронин были удостоены звания Героя Советского Союза - первыми в СССР.

На трассе СМП помогали пароходам решать народнохозяйственные и исследовательские задачи линейные ледоколы «Ермак», «Красин», «Ленин», «И. Сталин», ледорез «Ф. Литке», которыми командовали знаменитые капитаны Владимир Иванович Воронин, Михаил Прокопьевич Белоусов, Афанасий Павлович Мелехов, Михаил Яковлевич Сорокин, Николай Михайлович Николаев, Константин Андреевич Дублицкий, Юрий Константинович Хлебников. А команды ледоколов наполовину состояли из архангелогородцев, в основном - соломбальцев.

21 мая 1937 года на заранее подобранную летчиками льдину, находившуюся на 89-м градусе северной широты, самолетами с острова Рудольфа были высажены начальник СП-1 Иван Дмитриевич Папанин, гидробиолог и океанолог Петр Петрович Ширшов, геофизик Евгений Константинович Федоров и радист Эрнст Теодорович Кренкель. Таким образом появилась первая в мире дрейфующая станция. Начался дрейф, который продолжался 274 дня; пройдено было 2500 километров до берегов Гренландии; папанинцы собрали ценнейшие материалы о природе Центральной Арктики, за что им была присвоена (без защиты диссертаций) ученая степень «доктор географических наук».

За время дрейфа льдина сократилась до критических 500 квадратных метров... Правительством СССР было принято решение об окончании работы. На помощь папанинцам направили ледокол «Ермак», ледокольные пароходы «Таймыр» и «Мурман», гидрографические суда и подводные лодки. Первыми к льдине подошли 19 февраля 1938 года «Таймыр» и «Мурман». Так закончился дрейф СП-1. Всем четверым полярникам было присвоено звание Героя Советского Союза. Большая группа полярников, обеспечивавшая подготовку, успешное прохождение дрейфа и снятие папанинцев с льдины, была награждена орденами. В частности, Артур Карлович Бурке, капитан и ученый, живший в Соломбале на улице Французской (ныне Челюскинцев), получил орден Красной Звезды.

Отдельно о почетном гражданине Архангельска И. Д. Папанине. До знаменитого дрейфа на СП-1 он возглавлял (1923-1933 годы) полярные станции на Земле Франца-Иосифа и мысе Челюскина. В 1939-1946 годах руководил главным управлением Северного морского пути, одновременно в годы Великой Отечественной войны - уполномоченный Государственного Комитета обороны по перевозкам на Севере. Уполномоченным ГКО он был назначен 15 октября 1941 года и в тот же день выехал в Архангельск. «Под его руководством, - цитирую справочно-информационное издание общества «Норд» «Почетные граждане Архангельска» (1996 г.), - была проведена большая работа по коренной реконструкции Архангельского порта, построена железнодорожная линия протяженностью 43 км от района Экономия до Жаровихи, железнодорожная переправа через реку Северную Двину.

Деятельность И. Д. Папанина способствовала тому, что в годы войны Архангельский порт принял и обработал 332 транспортных судна, доставивших около двух миллионов тонн грузов».

За 17 лет работы в Арктике много пришлось полетать мне в качестве пассажира на вертолетах, самолетах Ан-2, Ил-14, Ил-18: Москва-Тикси или Архангельск-Амдерма-Тикси. Были это полеты в отгулы за навигацию, в отпуска, на учебу (повышение квалификации) в Ленинград, точнее - в Ленин­градское арктическое училище, которое тогда находилось в Стрельне, в бывшем Константиновском дворце.

Особо запомнился мне один рейс на Ил-14. В конце 60-х годов сидим в гостинице поселка Амдерма, ждем «борта» на Тикси. По внутренней трансляции объявляют, что идет «борт» на Тикси «ломаным рейсом» через мыс Каменный, остров Диксон, мыс Косистый. Затем сообщают, что Марк Иванович Шевелев - начальник полярной авиации СССР - приглашает желающих лететь на его служебном самолете. Нам быстро подали автобус, и желающие прибыли в аэропорт, сели в самолет. Первые места (примерно половина) уже заняты. Оказалось: летит с инспекторской проверкой сам Евгений Константинович Федоров, начальник Гидрометеослужбы СССР - Герой Советского Союза, академик, дважды лауреат Госпремии СССР. Таким образом оказались мы, простые советские полярники, в компании с одними из первых героев 30-х годов. С ними летели еще несколько человек, в том числе корреспонденты центральных газет.

Расселись мы по свободным местам. Марк Иванович с переднего места поприветствовал вновь прибывших, дал команду - и полетели. Затем кратковременная посадка на мысе Каменном. Ближе к ночи (астрономической) - посадка на Диксоне. Сразу всех везут в столовую - там уже знают о прилете не только начальства, но и простых пассажиров: во всяком случае, столы для по­зднего ужина накрыты. Нам - в общем зале: котлеты - настоящие мясные, блины и чай. Им - за незадернутой занавеской, только почему-то чай перед едой в алюминиевом помятом чайнике (может быть, традиция такая), сидят  подливают да характерно покрякивают. Лица розовеют - все понятно. Ну и мы, проявив смекалку, «уравняли положение».

Затем в благодушном настроении идем на ночевку...

Утром подъем, завтрак в столовой, летим на мыс Косистый, затем на Тикси. Вскоре мы, тиксинцы, уже дома, благодарим попутчиков за вовремя подставленное плечо.

Герои-полярники, несмотря на свои высокие должности и звания, оставались очень человечными. Как недавно метко сказал В. В. Путин на съезде «Единой России» (правда, несколько по другому поводу), «работать надо без чванства и амбиций». Золотые слова!..

Виктор ХВОСТОВ. Ветеран труда. г. Архангельск.
14/02/2008

Copyright © 2008, Правда Севера.

 

 

Наша группа в Facebook

Реклама

Нет

Авторизация

Наши


пос Тит Ары

[Пос. Т...]