Тикси-Бухта встреч

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Россия в Арктике - 1936 год

E-mail Печать PDF

("The Times", Великобритания)

Х.П. Смолка (H. P. Smolka), 01 августа 2008
Статья опубликована 5 ноября 1936 г.

 

 

Наш пилот Садков (Sadkoff), устроившись на койке, накрытой меховым покрывалом, листает русский перевод 'Пиквикского клуба'. Книгу он обнаружил в здешней библиотечке - она стояла между Шекспиром и Лениным. Радистка Тася Маркова (Tassya Markova) отправилась посылать радиограмму на ближайшую авиабазу - запрашивать метеосводку. Штурман по фамилии Басс (Bass), намазав побольше икры на кусок черного хлеба, просит передать ему варенье из морошки и взбитые сливки.

 

Мы все устали. С десяти вечера вчерашнего дня мы летели над бесконечной тундрой. Нас задержали пять вынужденных посадок на воду. Всякий раз, когда земля под крылом начинала скрываться за пеленой тумана, Садков сажал самолет, и тот какое-то время покачивался на волнах Хатанги. На гигантских просторах сибирского Севера нет взлетно-посадочных полос. Девственные леса, почва, превращающаяся в болото летом, снег и лед зимой, крайне затрудняют их сооружение в достаточном количестве. В этой части света многочисленные могучие реки, веками служившие 'столбовыми дорогами' освоения и заселения этих земель, остаются главными транспортными артериями.

Парк 'Авио-Арктики' (Avyo Arctica) - авиалинии, созданной при Главсевморпути - составляют исключительно гидросамолеты. Зимой поплавки меняют на лыжи, и аэропланы садятся на лед замерзших рек. Я сидел в открытой носовой кабине - полагаю, по замыслу конструкторов в ней должен был располагаться пулеметный расчет. Ветер был очень сильным, но зато полярный день, когда солнце не садится круглые сутки, позволял отлично видеть тундру. Земля, покрытая серо-желтыми мхами, выглядит неряшливо из-за миллионов ложбинок и впадин, усеивающих почву, словно дырки - кусок сыра. Только широкое русло реки помогало нам ориентироваться на этой территории, еще не нанесенной на карту во всех подробностях.

Через десять лет

Сейчас мы ждем метеосводки. Басс, выставив на стол глобус - рядом с тарелкой, на которой красуется бифштекс из медвежатины - занялся тем же, что уже бесчисленное множество раз проделывали до него: покрывает синюю поверхность океанов и желто-бурую сушу отпечатками жирных пальцев. Садков вдруг произнес: 'Жалко, что Диккенс умер. Лучше бы я его прокатил над Севером, чем вас, Петр Альбертович!' (Петр Альбертович - это он меня так называет).

'Какая же отличная гостиница будет здесь стоять через десять лет! - мечтательно заметил Басс, оглядывая нашу бревенчатую избу. - А вот там будут таблички: 'Рейс на Сан-Франгциско - левый выход', 'На Токио - центральный выход', 'На Лондон - правый выход', 'Пассажиры трансполярных рейсов могут пользоваться любым выходом'. А лестницу, ведущую в аэропорт, забетонируют, сделают перила - никто не поскользнется в грязи'. 'Все самые важные районы мира, что в экономическом, что в политическом плане, расположены в Северном полушарии, - продолжает он. - Поэтому вполне естественно, что кратчайшие авиатрассы должны проходить через Арктику, а не в обход - на запад и восток вдоль экватора. Лондонцы полетят в Токио через Новую Землю, мыс Челюскин, Хатангу, Якутск и Хабаровск; нью-йоркцы будут добираться до Шанхая через Канаду, Северный полюс, а дальше опять же, через сибирское Заполярье. У нас у самих появятся два маршрута в Америку - вдоль северного побережья Азии или через полюс с промежуточной посадкой на Земле Франца-Иосифа'.

Басс, конечно, мечтает, но не фантазирует. Советское правительство убеждено, что принадлежащая ему часть Арктики - все, что расположено к северу от его побережья, СССР объявил своей суверенной территорией - в будущем превратится в один из главных центров мировых авиаперевозок. Без авиации весь замысел индустриализации, культурного развития и создания транспортных путей в советском Заполярье был бы неосуществим.

Еще до войны Нансен предсказал: перелет Блерио через Ла-Манш - это прелюдия к будущему воздушному сообщению через Северный Ледовитый океан. Ледоколы сегодня пользуются в основном данными пилотов 'ледовой разведки'. Самолеты этой службы вылетают с баз на побережье для исследования районов, через которые ледокол поведет караван судов, и связываются с капитаном по радио, сообщая ему, где именно будет легче пройти. Полярные летчики также помогают советским рыболовным судам находить косяки рыбы, сберегая им многие сутки бесплодных поисков. Они проводят картографическую аэрофотосъемку северных районов Азии, обследуют с воздуха тысячи квадратных километров безлюдной тайги, сообщая лесозаготовителям о качестве и состоянии лесных массивов, до которых по земле они добирались бы годами.

Наконец, 'Авио-Арктика', располагающая 120 самолетами и 90 специально подготовленными летчиками, этим летом приступила к регулярным перевозкам пассажиров по маршрутам общей протяженностью 6500 миль, проходящим вдоль главных сибирских рек. Я сам пролетел по этим новым трассам - из Красноярска, над Енисеем, где не одно столетие проходили 'дорогой скорби' тысячи ссыльных, через Енисейск, Подкаменную Тунгуску, Туруханск до порта Игарка, и через полуостров Таймыр от Дудинки до Волочанки, Хатанги, к самому Нордвику, и обратно.

Актеры и певцы

Я также побывал на новых полярных аэродромах в одном из заливов острова Диксон и в проливе Маточкин Шар на Новой Земле. Сегодня регулярные пассажирские и грузовые авиаперевозки осуществляются вдоль Оби, Енисея, Лены, Колымы и Анадыря. Они поддерживают сообщение между недавно возникшими промышленными центрами в азиатском Заполярье. Сибирские рудники, где добывается золото, платина, никель, уголь, медь и олово, центры лесозаготовок, полярные станции, торговые фактории, где охотники-аборигены продают шкурки песцов, горностаев, зайцев-беляков, и покупают продукты, порох и муку, теперь обрели связь с внешним миром. При крупных больницах имеются санитарные самолеты.

Все аэропланы, которыми я летал, перевозили письма, книги и газеты; где бы мы ни приземлялись, нам оказывали самый радушный прием как посланникам цивилизации, добравшимся до ее самых дальних форпостов. На острове Диксон я встретил труппу актеров Малого театра: пожертвовав отпуском, они облетали заполярные центры, неся искусство первопроходцам. Их примеру последовала и труппа Государственного оперного театра.

Во время перелетов я ни разу не замерз по-настоящему, хотя даже большие аэропланы не имели специальных отсеков для пассажиров, и мне приходилось довольствоваться спальными мешками из оленьих шкур, а вместо кресла использовать тюки с багажом. Зимой, как рассказывал мне Садков, обстановка более сложная: уже одна постоянная темнота подвергает его профессиональные навыки суровому испытанию; кроме того, чтобы уберечься от ветра и холода, летчикам приходится надевать несколько комбинезонов на собачьем меху и полушубок из овчины или оленьих шкур. Сейчас для удобства пассажиров строятся самолеты с системой отопления - за счет воздуха, нагретого выхлопными газами.

Обледенение представляет опасность только весной и осенью - когда мороз сочетается с туманами. Тем не менее Водопьянов (Vodopianoff), полярный ас номер один, с которым мне довелось встретиться, утверждает: при умелом управлении самолетом со сменой высот можно избегать захода в зоны с опасными климатическими условиями. Весной Водопьянов совершил перелет из Москвы на Землю Франца-Иосифа, где этой зимой будет оборудована база. Он же - наиболее вероятный кандидат для повторной попытки перелета через полюс до Сан-Франциско, которая должна состояться в будущем году.

В июле-августе Молоков (Molokoff) - имя этого смелого человека мир помнит с тех пор, как он спасал членов экспедиции на 'Челюскине' (Chelyuskin), пролетел через северные районы Сибири до Берингова пролива и вернулся обратно вдоль арктического побережья на Диксон, а оттуда продолжил путь вдоль Енисея до Красноярска. В ходе полета он перевез шесть пассажиров; протяженность трассы составила 18000 миль - никогда раньше такое расстояние не преодолевалось по воздуху. Леваневский (Levanevsky), попытавшийся в прошлом году совершить трансполярный перелет, в августе пролетел из Сан-Франциско до Москвы по более легкому маршруту - через Аляску и сибирское Заполярье: решено открыть по этой трассе регулярное воздушное сообщение между Россией и Америкой. Но наиболее впечатляющим выглядит беспосадочный перелет Чкалова и двух членов его экипажа до Николаевска-на-Амуре.

Роль Арктики в случае войны

Последние два из упомянутых полетов также продемонстрировали стратегическое значение арктической воздушной трассы для России. Чкалов доказал практическую возможность перегона самолетов на Дальний Восток в случае начала войны в этом районе по маршруту, не позволяющему этому помешать; его использование способно даже отчасти исправить ситуацию, если коммуникационные линии в районе озера Байкал будут временно перерезаны. Перелет Леваневского, в свою очередь, показывает: даже если Советский Союз будет отрезан от источников снабжения через свои дальневосточные и западные порты одновременно, он все равно сможет по воздуху переправлять в Америку летчиков, которые способны перегонять на родину новые самолеты и даже доставлять военное снаряжение.

Создание сети радио- и метеостанций по всей арктической империи Главного управления Северного морского пути оказывает неоценимую помощь авиации. В Советском Союзе эти новые авиатрассы рассматриваются как важный стратегический фактор. Считается, что вместе с недавно проложенным морским маршрутом вдоль северного побережья они позволят не допустить сбоя в морском сообщении между европейской частью страны и Дальним Востоком, как это произошло во время войны 1905 г.

Сибирь представляет собой своего рода географическое недоразумение. Москва считает, что сокровищница ее недр хранит самый полный набор природных богатств на планете. В то же время это самый труднодоступный район мира. Наилучшим решением этой важнейшей проблемы представляется организация перевозок по ее великим рекам, чье значение в качестве транспортных артерий усиливается благодаря многочисленным притокам, а оттуда, через Северный морской путь - в Атлантику и Тихий океан.

 

 

Наша группа в Facebook

Реклама

Нет

Авторизация

Наши


Я с дочкой

[Я с до...]