Тикси-Бухта встреч

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Самолеты хорошо, а олени лучше...

E-mail Печать

Мы живем на огромном острове под названием Якутия, который отделен от остального мира занавесом. Хотя, скорее, это даже не занавес, это занавеска, которая приподнимается, стоит опустить в неведомый механизм определенные инвестиции. Но сей аттракцион доступен немногим. И коль полеты за пределы республики нам все больше становятся не по карману, то как же смириться с тем, что даже внутри республики мы лишены мобильности?! Основным сообщением Якутска со своими окраинами является воздушный флот, доступность которого тоже серьезно поколебал пресловутый топливный кризис.

 

 

Магистрали местного значения

Стоимость авиакеросина на этой неделе достигла 40 тысяч рублей за тонну. Почему же за авиабензин просят целых 84 тысячи?! И кто летает на авиабензине? Ответ простой – наша многострадальная малая якутская авиация, доставляющая пассажиров до самых заброшенных точек. Почему такая разница, спросите вы. А дело в том, что авиабензин уже не производится в России, его везут из Финляндии и Голландии.
Все внутренние рейсы можно разделить на две группы — ближнемагистральные, которые осуществляются в радиусе до 500 км от Маганского авиапорта, и среднемагистральные — радиус до 1000 км. На среднемагистральном направлении задействованы авиакомпании «Якутия» и «Полярные авиалинии». На ближнемагистральном — главными участниками стали частная компания «Илин» и московская «Регион-авиа».
Еще одна авиакомпания, «Мирнинское авиапредприятие», являющаяся структурным подразделением АК «АЛРОСА», живет абсолютно своей, независимой жизнью. Она эксплуатирует различные виды судов, совершает множество рейсов по стране и осваивает международные линии.

Кому предназначены государственные дотации?

География полетов компаний «Якутия» и “Полярные авиалинии” распространяется на 80 процентов территории Якутии, включая Заполярье и арктические территории. В «Якутии» нас заверили, что ни один из совершаемых ими республиканских рейсов не дотируется: пассажиры оплачивают полную стоимость перелетов от столицы республики до улусных центров. Например, цена авиабилета от Якутска до Олекминска – 8 000 рублей, до Тикси – 14 500 тысяч рублей.
50 - 55 % от этой суммы составляет цена на авиабензин. Услуги аэропорта составляют 25 %. 5% - метео-, аэронавигационные услуги и питание. Остальные 15 - 18 % остаются у авиакомпании. Для примера, год назад цена на авиабензин составляла 35 % от стоимости билета.
Итак, компания “Якутия”, имея в активе высокорентабельные рейсы “Якутск – Москва” и, скажем так, патерналистское отношение правительства Якутии, совершает только бездотационные республиканские рейсы. Компания “Полярные авиалинии” занимается исключительно внутриреспубликанскими рейсами, из которых дотируются лишь внутриулусные перевозки, связывающие улусы с наслегами.
По словам гендиректора «Полярных авиалиний» Андрея Корякина, сумма дотаций компенсирует компании разницу от фактической стоимости и тарифа, который установлен РЭК. Тариф РЭК устанавливается исходя из трех составляющих: дальности, среднедушевого дохода населения и количества населения в наслеге. Размерем для примера тариф перелета Мома - Тибелях. Среднедушевой доход населения в Момском улусе - семь тысяч рублей. Население Тибеляха - 180 человек. Дальность – 140 км. На основе этих данных РЭК предлагает оптимальный тариф - 1 800 рублей, по которой и продаются билеты населению. При том, что реальная стоимость данного рейса для каждого пассажира примерно 3, 5 тысячи рублей. Разница компенсируется государством.
В порядке исключения дотируется также социально значимое направление Якутск - Оймякон, выполняемое частной компанией “Илин”. Однако эти рейсы составляют лишь 4% от всех рейсов авиакомпании.
Полеты в Якутск для селян являются главной головной болью. Они вынуждены отказаться от поездок в столицу полностью. В итоге билеты не реализуются, что тоже не устраивает авиакомпании. Невостребованность маршрутов и сложившаяся конкуренция внутри республики вынуждают компании идти на снижение стоимости билетов. «Мы никак не в плюсе, возможно даже и в минусе, но, чтобы привлечь пассажиров, мы объявили достаточно большие скидки на некоторые направления», - говорят в «Полярных авиалиниях». Конкуренция, конечно, вынуждает идти на такие шаги, но без помощи государства республиканским компаниям попросту не выжить.

***

Вывод из сказанного выше — следующий. Дотациями правительства пользуются пассажиры внутриулусных рейсов, те, кто желает добраться до райцентра. Между наслегами самолеты не летают вообще. Жители улусов предпочитают обходиться собственными силами на свой страх и риск: перемещаться по зимнику, а летом — водным путем.
А остальному люду, направляющемуся в столицу республики, приходится платить, чертыхаясь, полную сумму стоимости рейсов, которые скоро сравняются по сумме с дальнемагистральными.
Все проблемы региональных якутских авиакомпаний носят комплексный характер. Главная причина заключается в том, что государство не собирается брать на себя ответственность за содержание республиканских маршрутов. Республика не в состоянии дотировать хотя бы маршруты до Якутска. Особенно остро эта проблема стоит в наших отдаленных регионах, стоимость рейсов до Якутска из которых скоро сравняется с рейсами до Москвы.
Откуда же взять деньги, чтобы долететь до столицы республики деревенскому жителю? Скоро по зимним дорогам он будет вынужден добираться на оленях, как в былые времена. Или же будет сидеть в своем наслеге, оторванный от жизни. Для него Якутск становится так же недоступен, как для столичных жителей - Москва.

За рубежом обслуживание северных регионов, как правило, дотационное. Например, в США авиакомпании, работающие на Аляске, получают от государства полную компенсацию своих издержек. Авиакомпании Канады, выполняющие нерентабельные, но социально значимые рейсы, либо дотируются государством, либо им даются маршруты, на которых можно зарабатывать деньги.

 

 

Наша группа в Facebook

Реклама

Нет

Авторизация

Наши


Я и моя мама

[После...]