Тикси-Бухта встреч

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Якутия, как она есть.

E-mail Печать

Две недели группа офицеров Северо-Восточного пограничного управления береговой охраны ФСБ России, возглавляемая полковником Андреем Величко, работала в Республике Саха (Якутия). Согласно приказу директора ФСБ России участок государственной границы от Тикси до поселка Черский, который сейчас входит в зону ответственности Воркутинского пограничного отряда, до 1 января 2006 года должен перейти под юрисдикцию СВПУ. Решением данного вопроса и занималась рабочая группа. В ее составе работал и наш специальный корреспондент.

  ...После бесснежных Анадыря и поселка Черский, где наш Ан-26 садился для дозаправки, Тикси встретил самолет низовой поземкой и крепким морозцем. Поэтому уже на аэродроме легкие головные уборы пришлось сменить на припасенные заранее ушанки, а заодно и рукавицы достать. И хотя было только начало октября, но Заполярье тем и отличается, что зима здесь наступает не по календарю.

Тикси не случайно стал отправной точкой маршрута рабочей группы СВПУ. Здесь находится одноименная пограничная комендатура, в зону ответственности которой, согласно указу президента Саха (Якутия), входят пять улусов (районов- авт.): Булунский, Анаберский, Усть-Янский, Аллайховский и Нижнеколым-ский, где в свою очередь дислоцируются подразделения комендатуры: пограничные заставы и пограничные посты. Все они именуются по названиям поселков, в которых располагаются, так что перепутать их местонахождение практически невозможно.

В Тикси пограничная комендатура была выставлена в 1967 году, а ее структурные подразделения - годом позже. Поэтому все они имеют практически одинаковую временную историю. Основной их задачей остаются контроль за перемещением физических лиц и транспортных средств в пограничной зоне, а также охрана морских биологических ресурсов.

Кстати, пограничная комендатура "Тикси" со всеми своими структурными подразделениями в середине 90-х годов прошлого столетия уже подчинялась Петропавловску-Камчатскому. Так что этот участок границы нам знаком. Другое дело, что если хотя бы до некоторых подразделений границы на Камчатке, Колыме и Чукотке, которые сейчас входят в зону ответственности СВПУ, можно добраться наземным транспортом, то на якутском направлении - исключительно авиацией; что в Заполярье с его сложными природно-климатическими условиями весьма проблематично. И наша рабочая группа в этом еще раз убедилась на собственном горьком опыте, по нескольку суток кряду ожидая погоды на пограничных заставах. Впрочем, об этом, а также о служебных буднях подразделений границы рассказ впереди. Сейчас же поделюсь своими впечатлениями о "славном граде" Тикси.

Тикси - город парадоксов

Водитель уазика пограничной заставы "Тикси" мичман Виталий Ярлыков (вообще-то он командир заставского пограничного катера, но когда навигация закрывается - пересаживается на машину, отсюда и морское воинское звание) по дороге из аэропорта в "приезжку" знакомил нас с Тикси. В поселке Виталий родился, вырос, пошел на службу, женился. Словом, лучшего гида и желать было грешно.

- Сейчас Тикси вымирает. Когда-то его население доходило до 15 тысяч человек, сегодня едва ли три тысячи наберется. Предприятия закрываются, работать негде, поэтому люди бегут. Бросают квартиры, так как продать их некому, а вместе с ними и нажитое добро. Его легче оставить на месте, чем везти на Большую землю.На подъезде к Тикси увидели два почти новых, но с выбитыми окнами четырехэтажных дома. Заметив наше удивление, Виталий пояснил:

- Эти дома построили лет пять назад, но при прокладке коммуникаций что-то там напутали и в первую же зиму переморозили системы отопления и водоснабжения. С тех пор дома и пустуют.

По другую сторону дороги припорошенные снегом виднелись обугленные обломки каких-то строений.

- А это бывшие склады Тикси, - продолжал свое невеселое повествование Виталий. - При Советском Союзе здесь хранили все необходимое, доставленное во время навигации. Снабжение было отличное, грузооборот исчислялся сотнями тысяч тонн. Но после развала Союза грузооборот снизился, большие складские помещения стали не нужны, оставшееся имущество начали вывозить в другие места. Но перед этим несколько складов, как водится, спалили. Надо же было как-то списывать разворованное…

Когда-то Тикси был одним из крупнейших северных морских портов. Он круглый год обслуживал караваны судов, шедших Северным морским путем. О его былом величии свидетельствуют причальные стенки порта, вытянувшиеся на несколько километров, а разгрузку судов одновременно могли вести 22 портовых крана. Сегодня же из них задействованы всего два, и те только в период недолгой навигации. Как и большинство других предприятий Тикси, морской порт пришел в упадок. Чтобы как-то выжить, портовики поменяли форму собственности, акционировались, но это не помогло. Многие квалифицированные специалисты, рабочие уволились и уехали. Те же, кто остался, довольствуются малым. Как рассказывают местные жители, например, в нынешнюю навигацию порт обслужил не более 5 судов, следующих Северным морским путем. В качестве же иллюстрации плачевного состояния некогда процветающего предприятия тот же Виталий привел такой факт: в выходные дни директор порта на пару с заместителем надевают верхонки и распиливают конструкции для сдачи его на металлолом…

Географическое положение Тикси весьма выгодное. Он расположен на берегу губы Буорхая, при этом его улицы являются как бы продолжением бухты Тикси. Отправной же их точкой считается порт, откуда они, словно лучами, разбегаются в разные стороны и как бы террасами взбегают на гору, которую в народе называют Лялькин пуп.

В былые времена в районе хорошо были налажены рыбопереработка, охотничий промысел, животноводство. Помимо порта, градообразующими являлись Архангельское морское пароходство, различные строительные организации. Сегодня Тикси ничего не производит и живет только за счет военных, бюджетников, сферы услуг да ЖКХ.

Тикси, как, впрочем, и все порты, никогда не отличался трезвым образом жизни. Особенно это касается коренного населения. Даже в печально памятные годы борьбы с пьянством, когда в магазинах купить спиртное было весьма проблематично, после каждой очередной пурги замерзшими находили 10-15 человек. Как правило, большинство из них были аборигены, которые крепко дружили с "зеленым змием". Впрочем, нена-много ситуация изменилась и сейчас. С той лишь разницей, что жертвами очередной непогоды становятся 3-5 человек. Но ведь и население уменьшилось примерно в пять раз, и спиртное можно купить круглосуточно практически в любом магазинчике.

И еще о зиме в Тикси. В былые времена после очередного снегопада на борьбу с последствиями стихии выходила армада снегоуборочной техники. Сейчас зимой улицы Тикси практически не расчищаются. Снег просто укатывается машинами, и к весне его высота достигает уровня второго этажа.

Вообще Тикси производит двоякое впечатление. Это какой-то город парадоксов. С одной стороны, тут и там видны коробки недостроенных многоэтажек, над которыми вот уже второе десятилетие возвышаются башенные краны с раскачивающимися на ветру стальными стропами, отчего складывается впечатление, что город растет и строится. С другой стороны, границы Тикси с каждым годом уменьшаются. Причем не отдельно брошенными домами, которые, например, мы видели при въезде в город, а целыми улицами, с заколоченными досками окнами и дверями. И сейчас таких улиц-фантомов в портовом городе уже три… А потому сразу и не поймешь, чего больше в сегодняшнем облике Тикси: то ли напоминания о его былом благополучии, то ли подтверждения убогости дней нынешних. Между тем сами тиксинцы именуют свой город не иначе, как Тиски. И не трудно догадаться, какой горький и печальный смысл они вкладывают в это название.

(Еженедельная газета «Пограничник Северо-Востока», № 43 (3805),

26.10-01.11.2005 г..

автор материала – подполковник Матвей Каргин,

адрес в Сети - http://www.svrpu.ru/psv/3805/0070.shtml) 

 

 

Наша группа в Facebook

Реклама

Нет

Авторизация

Наши